Как ответить на грубость? Советы психолога и тест
Бывают дни, когда все, словно сговорившись, намеренно презирают законы вежливости и пытаются (и небезуспешно) испортить вам настроение. Водитель автобуса захлопнул дверь прямо у вас перед носом, продавец взвешивает яблоки с таким видом, будто делает вам величайшее одолжение, официантка игнорирует просьбу принести соль.
Прежде чем начать возмущаться, выслушайте следующие советы психологов - и возможно, ваше хорошее весеннее настроение окажется в безопасности.
По понятиям
Первым делом эксперты советуют прояснить для себя само понятие «грубость». Считается, что это неучтивое, дерзкое действие или высказывание человека. Предполагается, что грубиян не соблюдает принятые в обществе нормы поведения. «Именно поэтому один и тот же поступок может быть воспринят разными группами людей по-разному, - объясняет, психолог, преподаватель МГГУ. -Например, подростки, общаясь между собой, используют нецензурные выражения и не считают, что таким образом обижают друг друга - однако понимают, что, если будут разговаривать подобным образом со взрослым человеком, их высказывания будут восприниматься как хамство».
«Соблюдение общепринятых норм - это вежливость, но далеко не каждое их нарушение - грубость, - говорит, прикладной психолог, управляющий партнер компании. - Рассмотрим ситуацию: с вами не поздоровался новый сосед. Значит ли это, что он вам нагрубил? Да, он проигнорировал общепринятые нормы, но, может быть, у него были на то причины? Например, он стесняется незнакомых людей, или там, где он раньше жил, соседи были слишком назойливы, и теперь он опасается идти на сближение с вами». Поэтому, вместо того чтобы хмуриться в ответ на «невежливость», улыбнитесь - и человек будет вам за это признателен.
«Грубость - это демонстрация человеком своего превосходства над другими, причем зачастую он делает это, не стесняясь в выражениях», - говорит психолог. «В то время как хамство - это сознательное желание обидеть, - добавляет психолог. - Другими словами, нахамить можно, соблюдая абсолютно все правила хорошего тона и используя исключительно литературный язык».
В переносном смысле
Вы вдруг стали замечать, что сами грубите людям, которые этого не заслуживают? «Возможно, вас раздражает совсем не этот человек, а ситуация в отношениях с другим, вступить в конфликт с которым вы по каким-то причинам не можете», - замечает семейный психолог. Например, вы не хотите ссориться с возлюбленным, хотя вас бесит его привычка не завинчивать тюбик зубной пасты, или вы не согласны с решением босса, но не можете ему об этом сказать, так как это грозит вам увольнением.
«Накопившееся недовольство мы выливаем на другого, ни в чем не повинного человека,- объясняет семейный психолог. - Огромная доля проявлений грубости связана именно с подобным, так называемым переносом». Поэтому, прежде чем высказать кассирше все, что вы думаете о ее нерасторопности, проанализируйте, чем именно вызван ваш гнев: действительно ли она так уж медлительна или ваш бойфренд снова оставил пасту незакрытой?
Сам не хам и другому не дам
Отвечая на грубость грубостью, мы провоцируем «собеседника» на дальнейшие наступательные действия. Поэтому лучше всего просто прекратить контакт. «Скажите человеку, что в таком тоне вы разговаривать с ним не будете, и уйдите. Если это невозможно, попробуйте сбить его с толку неожиданной ремаркой или действием: помните, как это сделал Карлсон: «А у вас молоко убежало!»
Или постарайтесь понять, с какой именно целью вас провоцируют: хотят обидеть или возвыситься за ваш счет? Выяснив причину, вы сможете помешать грубияну достичь нужного ему эффекта: к примеру, не дадите ему снять напряжение посредством ссоры. «Более того, как только вы научитесь понимать, почему вам хамят, вы перестанете принимать грубость слишком близко к сердцу», - психолог.
Тест на вежливость
Поставьте галочку, если вы когда-либо:
- кричали на официанта, который перепутал заказ и принес не то блюдо;
- были грубы с человеком, раздающим на улице рекламные листовки, сотрудником почты или служащим банка;
- встретившись с подругой в кафе, целый час жаловались ей на жизнь;
- повесили телефонную трубку раньше, чем собеседник попрощался;
- сказали вслух все, что думаете о женщине, которая задела вас сумкой, пробираясь к выходу в переполненном автобусе;
- не ответили на звонок подруги и проигнорировали ее sms-ку с просьбой перезвонить;
- встретили в гостях знакомого врача и весь вечер рассказывали ему о своих недомоганиях;
- приняли приглашение на ужин, но предъявили хозяйке список продуктов, которые вы не едите, потому что сидите на диете.
В итоге...
0-3
Если вы и нарушаете законы вежливости, у вас есть на то веские причины. Действительно, нет ничего предосудительного в том, чтобы резко ответить сотруднику call-центра, звонящему вам уже в сотый раз.
4-5
Возможно, ваша грубость основана на вашей чрезмерной гордости. Постарайтесь чаще ставить себя на место человека, послужившего причиной вашего недовольства - и снова будете вежливой.
6-8
Вы уверены, что даете грубиянам адекватный ответ. Но скорее всего, вы просто срываете на невинных людях накопившиеся обиды и недовольство. Доверьте свои переживания психологу - и станете гораздо более счастливой.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.