Антиутопия в реальности
Юлия Боклагова, врач-репродуктолог в клинике Nova Clinic
Будучи врачом-репродуктологом, я ежедневно сталкиваюсь с отчаянием супружеских пар, цепляющихся за каждую возможность зачать ребенка, а также с невероятными эмоциями женщин, которые благодаря суррогатной матери обрели радость и гармонию долгожданного материнства. То, что я увидела в сериале «Рассказ служанки» по книге Маргарет Этвуд (1985), вызвало, с одной стороны, протест, с другой стороны — натолкнуло на размышление, а ведь что-то есть в фильме, что-то близкое к актуальному.
С первых минут сериал погружает в мрачную атмосферу угнетенного мира без будущего: женщины, способные к зачатию, лишены любых прав и переводятся в класс «служанок» с одной единственной функцией — стать резервуарами для вынашивания детей.
Главная героиня сериала Фредова (Элизабет Мосс) до вербования в «носительниц утроб» жила своей размеренной жизнью с супругом — с правом любить, рожать и воспитывать своего ребенка. В один момент все меняется: теперь она фактически домашняя рабыня в доме командора и его жены. В определенный день и час она обязана отдаться мужчине с целью зачатия — в присутствии его жены.
Мне как доктору интересно разобрать искаженную в сериале тему суррогатного материнства. С моей точки зрения, сюжет кинопроекта утрированный и не свойственен ни для российского общества, ни для другого в мире.
Роль и феномен суррогатной матери — помощь тому человеку, который в ней нуждается. В нашей стране донор крови — почетный гражданин, ведь он совершает жизненно важный поступок — отдает частичку себя; то же самое можно сказать про суррогатное материнство. Во всем мире суррогатное материнство считается нормой и вызывает уважение. Женщины, отважившиеся стать суррогатными мамами, делают это по собственному желанию. И здесь нет ничего общего с той формой «суррогатного материнства», которая изображена в сериале.
По-моему, сериал «Рассказ служанки» не имеет большого отношения к суррогатному материнству, которое есть в нашей стране, поскольку здесь нарушается самое главное право — суррогатная мама не может быть одновременно донором яйцеклеток и биологической мамой. В этом и есть аморальность. Героини делают это против своей воли. В реальности суррогатная мама не имеет генетического отношения к ребенку, которого она вынашивает. Она оказывает помощь женщинам, у которых нет другого выбора. Ее яйцеклетки не используются для культивирования эмбриона.
Суррогатные репродуктивные технологии — это в первую очередь один из методов лечения бесплодия, как и хирургические методики, как и паллиативные.
Кроме того, мы используем другие программы. С донорскими яйцеклетками. Либо со своим материалом, но культивирование происходит в условиях лаборатории. Но на мой взгляд, это решение проблемы, но не решение причины. И с каждым годом бесплодных пар будет больше и больше, потому что причину-то мы не лечим.
А причин как минимум две: есть факторы социальные, есть медицинские.
Социальные связаны с изменением роли женщины в обществе. Современная женщина — целеустремленная личность, а не только «хранительница очага», выполняющая свою репродуктивную функцию по принципу «сколько бог даст». Сегодня для женщины важен карьерный рост, и на второй план уходят семья, дети и выполнение детородной функции. Это все ведет к отсрочке рождения первого ребенка. Соответственно, к этому моменту ее средний возраст составляет 32 года. Природа заложила так, что репродуктивную функцию женщина должна выполнять с 18 лет. В 32 года меняется и качество яйцеклеток, и здоровье в целом. Приобретенные гинекологические заболевания накладывают отпечаток на фертильность. Утрачивается то, что дала природа: в количестве и качестве яйцеклеток.
Второй момент — медицинский. На здоровье сказывается большое количество стрессовых ситуаций. В стрессе организм не воспринимает условия как благоприятные для рождения потомства. И многие заболевания носят постстрессовый синдром, происходит блокировка детородной функции, потому что организм в таком зажатом состоянии воспроизводить потомство не может. А стресс у нас сегодня испытывает большинство.
Как сегодня в России относятся к суррогатному материнству
Возвращаясь к реакции на фильм и книги, могу сказать, что общество в целом настроено очень агрессивно к программам лечения бесплодия посредством суррогатного материнства. В сериале бесплодную женщину возвеличивают, отдают ей роль госпожи, которая вправе выбрать себе фертильную служанку. То есть бесплодная женщина не предмет жалости, а наоборот. В нашей же действительности общество жестко и даже грубо относится к пациенткам, которые для решения своей проблемы прибегает к суррогатному материнству. Увы, но понимать этих женщин общество в целом отказывается, поэтому они часто вынуждены имитировать беременность и носить накладные животы. А суррогатные матери уезжают на заработки и не говорят, каким именно образом им достаются деньги. Мне кажется, обществу пора пересмотреть свои взгляды на суррогатное материнство, и антиутопия «Рассказ служанки» — отличный повод поразмыслить на тему.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.