Куратор или начальник
Я выросла в эпоху, когда дети рано утром выходили из дома и весь день бродили по окрестностям на велосипедах, залезали на деревья и исследовали подвалы. У нас не было сотовых телефонов и смарт-часов, благодаря которым родители могли бы наблюдать за нами, и все, о чем заботилась мама – это чтобы я вернулась к ужину. Конечно, многое изменилось с тех пор, и вопрос безопасности стал одним из ключевых. Но вместе с тотальным контролем передвижений пришло и что-то иное: родители все чаще начинают вмешиваться и в остальные сферы жизни детей, заключая в свои руки все бразды правления.
Термин «родитель-вертолет» был впервые использован в книге «Родители и подростки», написанной доктором Хаимом Гиноттом в 1969 году. Именно такую характеристику дали подростки своим родителям, говоря, что те нависают над ними как вертолет. Кто бы мог подумать, что спустя полвека этот термин станет достаточно популярным и у нас в России.
Конечно, классические родители-вертолеты чаще всего встречаются у старшеклассников, ведь в этом возрасте школьники уже вполне в состоянии позаботиться о себе, однако обеспокоенные мамы продолжают звонить учителям по поводу плохих отметок и лично составляют график занятий для подростков, а после закатывают глаза при мысли о каком-то общежитии института и снимают драгоценным детям квартиры, которые сами и убирают в выходные. Но на самом деле это стремление к тотальному контролю впервые проявляется гораздо раньше.
Любопытно, что причины, побуждающие родителей стать строгими начальниками, контролирующими едва ли не каждый шаг, звучат очень здраво. Будь то просто чувство тревоги и желание защитить ребенка от неудач и разочарований (мол, успеет еще намучиться), компенсация собственного ощущения одинокости в детстве или давление со стороны других родителей, выставляющих напоказ успехи чада – результат, как правило, один: чрезмерный контроль, чрезмерная защита и завышенная планка ожиданий.
Но, как известно, благими намерениями…. Если родитель всегда рядом, всегда нависает тенью за спиной и направляет, подсказывает и заставляет идти вперед, прикладывая все усилия по предотвращению проблем – как ребенку научиться справляться самому? И как не впасть в тревожность и депрессию, пока в нем «куют дух победителя», вынуждая соответствовать огромному списку требований?
Конечно, никто не хочет «напортачить» с детьми, и самое ужасное, что может быть – это вырастить неуспешного человека, что бы ни подразумевалось под успехами как таковыми. Мы хотим сделать все правильно, обеспечить светлое будущее, а потому первоклассники учат английский, французский, немецкий, ходят на ментальную арифметику, посещают кружок по шашкам, трижды в неделю занимаются профессиональным видом спорта (и все это мы делаем вместе с ними) и, о боже, у них еще не занято утро воскресенья!
Что самое поразительное, сапоги, куртки и шапки в раздевалках на таких первоклассников надевают родители, мотивируя: «Так быстрее, мы опаздываем на следующий кружок».
Просто не завязывайте обувь вашей 5-летней девочки, когда она может сделать это сама, и не одевайте ее, если она умеет одеваться. Не нужно постоянно обсуждать с учителями и воспитателями, как и что и почему. И не будьте ходячей книгой знаний, сходу отвечающей на все вопросы ребенка – это никак не стимулирует любознательность. Дайте возможность самим подумать об ответах и прийти к выводу «почему».
Диалог: «А зачем зонт?» – «Потому что там дождь» – уместен для ну очень маленьких детей. Дошкольникам же нужно дать минутку на размышления и позволить самим обратить внимание на погоду за окном.
Родитель должен быть куратором, тем, кто поощряет на поиски и выслушивает рассказ о проделанной работе, а не начальником, ставящим задачи и следящим за графиком их исполнения. Хуже только, если вы еще и делаете все за них.
Не сосредотачивайтесь на своем ребенке утром, днем и ночью, перебирая в голове все худшие результаты. Отпустите негативные мысли о будущем и перестаньте задаваться вопросами: «Что, если она ничего не добьется, когда вырастет?», «Почему она так застенчива? Как повысить ее уверенность в себе?». Просто не перегибайте палку.
И если ваши дети уже достаточно взрослые, не принимайте за личное, если они выберут другой путь. В конце концов, дети изначально должны жить с нами всего каких-то 20 лет, и главное, что мы должны им дать – это ответственность за свои решения.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.