Тайна детского рисунка
Что чувствует ребенок? О чем он думает? Что его тревожит и волнует? Колоссальное количество вопросов! Как же попасть в таинственный внутренний мир малыша? Есть интересный и невероятно информативный способ – детский рисунок.
Наибольшую ценность несут в себе рисунки на свободную тему. Почему? Во-первых, ребенок не ограничен какими-либо рамками. Во-вторых, взрослому достаточно взять несколько творений малыша и внимательно их изучить.
Итак, в руках решительно настроенных родителей оказались детские шедевры… Первое, что нужно сделать в этом случае – остановиться, успокоиться и не спешить. Вот несколько правил, которых важно придерживаться, желая погрузиться в детские тайны:
- быть максимально беспристрастными;
- не делать однозначных выводов;
- учитывать несколько рисунков, сделанных в разные дни;
- выделять только существенные и повторяющиеся признаки;
- отложить работы и рассмотреть их повторно на следующий день.
На какие особенности следует обратить внимание, изучая детские рисунки?
Возраст ребенка.
Удивительно, но по детскому творчеству можно судить об интеллектуальном развитии ребенка.
Так, малышв 2-3 года старательно выводит свои первые точки, палочки, крючочки. В этом возрасте юный художник осваивает пространство листа и свои возможности в изобразительной деятельности.
К трем годам в рисунках появляются круги, а затем к ним добавляются палочки. Так на бумаге рождается первый человечек — «головоног».
Лишь к четырехлетнему возрасту рисунки становятся более осмысленными и на лист бумаги малыш начинает проецировать окружающий мир.Сначала он придумывает сюжет, а затем воплощает свои идеи в творчестве. Человечки уже обретают узнаваемые очертания, появляются мама, папа и другие значимые персонажи.
В рисунках пятилетнего ребенка человек уже имеет голову, туловище, руки, ноги, глаза. К шести-семи годам человеческий образ становится более детализированным. У него есть шея, уши, рот, пальцы и другие детали.
Именно на количество деталей, соответствующих возрасту, обращают внимание психологи при оценке умственного развития ребенка.
Первое впечатление.
Конечно, восприятие рисунка весьма субъективно, но общее ощущение от детской работы уловить крайне важно. Маленький человечек проецирует свое настроение, эмоциональное и физическое состояние на лист бумаги.
Присмотритесь, насколько позитивно или агрессивно изображение, вызывает ли оно чувство тревоги. Постарайтесь почувствовать, какое настроение несет рисунок – радостное, теплое, светлое или печальное, грустное, настороженное. Эти первые наблюдения дадут почву для размышлений об общем состоянии ребенка.
Расположение рисунка.
Оцениваяразмер и расположение рисунка относительно листа, можно сделать выводы о самооценке, возможной тревожности и эмоциональности автора.
Оптимально детский рисунок занимает 2/3 обычного альбомного листа и располагается в центре. Если изображение очень мелкое, расположено ближе к краю и на бумаге остается много свободного места, то можно предположить наличие тревожности, неуверенности, заниженной самооценки. Напротив, очень крупный рисунок, порой выходящий за пределы листа, может говорить об импульсивности и излишней эмоциональности.
Цвет.
Какие цвета использует малыш при рисовании – следующее, на чем необходимо остановиться. Информации о значении цветов достаточно много и на просторах интернета, и в литературе, но при рассмотрении цветовой гаммы важно:
избегатьоднозначных трактовок (красный – это эмоциональность, импульсивность; черный — агрессивность); учитывать только часто повторяющиеся сочетания цветов; оценивать количество цветов, задействованных в работе; принимать во внимание ситуацию, в которой осуществлялся процесс творчества.
Обязательно обратите внимание на преобладание темных и серых оттенков.Они могут сигнализировать о депрессивных состояниях и нерешенных проблемах ребенка. Частое использование ярко-красного цвета может говорить об излишней импульсивности, либо конфликтности и агрессивности.
Использование богатой цветовой палитры, обычно 5-6 цветов, говорит о развитой эмоциональной сфере маленького художника. Если оттенков значительно больше и рисунок пестрит красками, можно заподозрить эмоциональность и излишнюю чувствительность. Ребенок, использующий минимальное количество красок, 1-2 цвета, может бытьчем-то подавлен, либо встревожен.
Преобладание ярких, красочных оттенков поведает о хорошем настроении и уверенности автора.Такие цвета подчеркивают важные для ребенка детали и самых близких персонажей.
Линии и контуры.
Отдельного внимания заслуживают линии и контуры, которыми выполнен рисунок. Сильный нажим при рисовании указывает на психомоторный тонус. Слабые, тонкие линии говорят о робости, пассивности, астеническом состоянии. Частые стирания и попытки переделать что-то в работе могут быть проявлением повышенной тревожности, неуверенности. Очень жирный контур с продавливанием – явный признак импульсивности, напряжения и, возможно, агрессивности.
Беседа.
Еще больше информации можно получить, побеседовав с ребенком по его творческой работе. В большинстве своем малыши идентифицируют себя с одним из персонажей. Задавая простые вопросы, вы можете подтвердить, либо опровергнуть свои опасения и гипотезы. Вопросы могут быть следующими:
- Кого или что нарисовал ребенок?
- Где и с кем живет персонаж?
- Есть ли у него семья?
- Чем он питается и как добывает себе еду?
- С кем дружит герой рисунка?
- Чего он боится?
- Что делают изображенные персонажи?
Разговор необходимо построить в виде диалога, в доброжелательной, а лучше, в игровой, форме.
При внимательном рассмотрении детский рисунок может поведать о тайных переживаниях и внутренних состояниях ребенка. Еще в древности восточные мудрецы говорили: «Один рисунок стоит тысячи слов». Самое важное при попытках расшифровать творения малыша, быть аккуратным и не допускать любых однозначных выводов. Всегда помнить, что любой детский шедевр достоин признания и похвалы, а выводы — это сугубо родительское достояние и повод для размышлений.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.