Почему пожилые люди нуждаются в общении с детьми
Необычный детский сад
В 1976 году в токийском районе Эдогава был организован интегрированный центр «Котоен». В одном здании расположили дом престарелых и детский сад. Всё это было сделано с разрешения министерства здравоохранения и районной администрации.
Для этого была проведена реконструкция здания и внесены изменения в интерьер: стены сделали легкими, мягкими на ощупь и подвижными, чтобы в любой момент можно было провести перепланировку.
Персонал центра заботится о том, чтобы внутри царила домашняя атмосфера, без казенщины. Эксперимент оправдал себя сразу же. Дети и старики вместе играли, рисовали и занимались рукоделием. Пожилые люди были в восторге от того, что к ним проявляют столько внимания. Родителям детей нравилось, что так дети учатся общению со старшим поколением и уважению к этим людям.
Этот центр стал очень популярен. На 80 мест на конкурсной основе претендовали более 100 детей, хотя обычные садики были заполнены лишь на 70 %. Такая практика показала, что объединить садик и дом престарелых — отличная идея.
В течение 20 лет после открытия центра в Эдогаве по всей Японии открылось еще 16 похожих заведений. Со временем этот опыт стали перенимать и другие страны: Австралия, Сингапур. В 1991 году аналогичная программа была запущена в США. Там в одном здании разместили детский сад, ясли на 125 детей и дом престарелых, где живет около 400 пожилых людей.
Конечно же, дети не постоянно находятся рядом с пожилыми людьми, их приводят на время. Вместе они разговаривают, поют, рисуют или готовят обед — в целом, проводят время с пользой. Этот центр стал самым известным примером подобных заведений. О нём даже был снят документальный фильм.
Режиссер фильма отметила: «Перед тем как дети входят в комнату, старики выглядят полуживыми, находятся в полудреме. Но вот заходят дети, начинается урок искусства, музыки или любой другой — и пожилые люди вдруг оживают, энергия бьет из них ключом!»
Похожая инициатива есть и в Великобритании. В 1991 году Джудит Иш-Хоровиц открыла центр раннего образования в Уимблдоне. Она заметила, что многие семьи ее учеников переехали из разных городов и стран. Однако переехала не вся семья, и у многих детей рядом не было бабушек и дедушек. В 1997 году Джудит договорилась с домом престарелых и стала время от времени водить туда группы учеников.
Бабушкам очень понравилось такое времяпрепровождение, они просили приводить детей почаще. Долгие годы ученики центра навещали пожилых людей, и только в 2017 году Джудит удалось объединить садик и дом престарелых. Сейчас там учится ее внучка. Как же устроена жизнь в детском саду?
Там всё сделано так, чтобы всем было максимально комфортно. Для тех, кому нужен постоянный уход, и для людей с деменцией выделено отдельное крыло. Отдельное здание также и у детского сада. Если пожилые люди хотят уединиться, у них всегда есть такая возможность. Во дворе организован сад, небольшой самодельный пруд и детская площадка.
Дети находятся со стариками непродолжительное время. Пожилые люди быстро устают от активных ребятишек, им требуется отдых. Общение детей и стариков проходит под контролем педагогов. График детского сада особенный: есть определенные дни и часы посещений. Дети и пожилые не всегда находятся вместе.
Мировой опыт показывает, что, даже если детский центр и дом престарелых объединяются под одной крышей и получают общее руководство, они должны быть разделены. Так общение между старыми и малыми становится максимально комфортным и ненавязчивым.
Сейчас такие заведения — не редкость. И опыт показывает, что эксперимент оправдал все ожидания. Дети учатся доброте и уважению к старшим, обретают опыт общения со старшими людьми. Для них это очень важно.
Пожилым людям пользы еще больше. Благодаря общению с детьми они становятся радостнее и счастливее. У многих людей, которым не посчастливилось нянчить внуков, появляется такая возможность, пусть и с другими детьми. Это продлевает им жизнь, наполняя ее чем-то хорошим.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.